Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме, в еврейской семье, которая поселилась здесь, спасаясь от испанской инквизиции. Учился в религиозной гимназии. За неприятие талмудистской догматики был изгнан из еврейской общины. Чтобы иметь средства к существованию, овладел искусством шлифования линз, которые обладали высоким качеством и охотно покупались. Особый интерес проявлял к математике и естествознанию. Эти науки, так же как и философия, усваивались им в основном самостоятельно.
Основу его философской системы составляет учение о субстанции. Субстанция – единая, вечная и бесконечная природа. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Она не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на творящую и сотворенную природы. Природа творящая есть бог, единая субстанция. Отождествляя природу и бога, Б. Спиноза отрицает существование сверх природного, что называется пантеизмом.
Известны два его крупных труда – «Богословско-политический трактат» (1670) и «Этика» (1675). Цель философии он видел в господстве над внешней природой и совершенствовании человека.
В социальной философии Б. Спиноза был сторонником естественного права и общественного договора. Он считал, что законы истории необходимо выводить из неизменной человеческой природы.