Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября
(12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя из Имеретии Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя – Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность, в 9 лет написав первое произведение – польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьезное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года.
Во время учебы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли
Бородин по возвращении в Россию из заграничной стажировки в 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел в его кружок, получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка». Под влиянием М.А. Балакирева,
В.В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М.И. Глинки. Бородин был активным членом Беляевского кружка.
В музыкальном творчестве Бородина отчетливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако оно внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.
Наиболее значительным произведением Бородина признается опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов.
На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Бородин умер вечером 15 (27) февраля 1887 годав своей собственной казенной «академической» квартире, в разгар веселья на организованной им по случаю Масленицы костюмированной вечеринке.
Причиной смерти Бородина был признан разрыв сердца.
Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).