Александр Сергеевич Даргомыжский - композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки.
Александр Даргомыжский родился 14 (2) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии. В 1817 году семья переехала в Петербург.
Даргомыжский получил домашнее, но широкое и разностороннее образование, в котором первое место занимали поэзия, театр, музыка. В 7 лет его стали обучать игре на фортепиано, скрипке, позже он брал уроки пения. Рано обнаружилась тяга к музыкальному сочинительству.
В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся углубленным изучением музыкальной теории.
В 1839 году Даргомыжский закончил оперу «Эсмеральда» на французское либретто В. Гюго по его роману «Собор Парижской богоматери».
В начале 40-х гг. Даргомыжский достиг крупных успехов в области камерно-вокального жанра. Лучшие романсы – «Я вас любил», «Свадьба», «Слеза», «Ночной зефир» и др. - отличают тонкий психологизм, поиски новых выразительных средств (особенно в мелодике). Увлечённый поэзией А. С. Пушкина, Даргомыжский создал на его текст кантату «Торжество Вакха».
В 1844-1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт-на-Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится со многими известными композиторами и исполнителями. Главный результат этого путешествия — неодолимая потребность «писать по-русски», причем с годами это стремление приобретает все более четкую социальную направленность, перекликаясь с идеями и художественными исканиями эпохи.
«Русалка» (по одноименной поэме А. С. Пушкина), над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 гг., знаменовала в русской опере рождение нового направления: лирико-бытовой психологической драмы.
Авторитет композитора в музыкальном мире сильно возрос, вокруг него объединилась группа молодых композиторов во главе с М. Балакиревым и В. Стасовым. Активизировалась и музыкально-общественная деятельность композитора. В конце 50-х годов он принимал участие в работе сатирического журнала «Искра», с 1859 г. стал членом комитета Русского музыкального общества, участвовал в разработке проекта устава Петербургской консерватории.
В 60-х годах расширился круг творческих интересов композитора. Появились симфонические пьесы «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фантазия», все более крепла идея реформы оперного жанра. Ее осуществлением стала опера «Каменный гость», над которой Даргомыжский работал несколько последних лет, — самое радикальное и последовательное воплощение сформулированного композитором художественного принципа т.н. интонационного реализма: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово». Новаторские принципы «Каменного гостя» нашли продолжение в музыкальной декламации, в оперном речитативе М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Даргомыжский расширил сферу вокальной лирики, обогатил её жанры. Классик русского романса, он наметил его новые пути, ведущие к Мусоргскому, Чайковскому. Творчество Даргомыжского высоко оценивали молодые русские композиторы, выдвинувшиеся в 60-е годы XIX века. Мусоргский назвал Даргомыжского «великим учителем правды в музыке».